По последним данным Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, доля предприятий с неудовлетворительными и крайне неудовлетворительными условиями труда в нашем регионе составляет в среднем 84%.
На вредном производстве сегодня трудятся около 31 тысячи человек. Чаще всего риску «заболеть от работы» подвержены люди, занятые в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, строительства и сельского хозяйства.
О профессиональных и производственно обусловленных заболеваниях, о причинах их возникновения — в беседе корреспондента «АиФ-Забайкалье» с Николаем Горяевым, главным профпатологом Министерства здравоохранения Забайкальского края, заслуженным врачом России.
Цифры — не показатель
АиФ-Забайкалье: — Николай Ильич, что на ваш взгляд мешает руководству предприятий, где работа сопряжена с вредными и опасными условиями, выполнять требования санитарного законодательства, чтобы обеспечивать охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний?
Николай Горяев: — Наибольшее число граждан, занятых на вредном и опасном производстве в Забайкальском крае, как и в целом по России, трудятся на предприятиях с негосударственной формой собственности. Такой (частный) работодатель не вкладывает финансовые средства в обновление оборудования, приобретение средств индивидуальной защиты, не проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда. На многих предприятиях основные производственные фонды изношены, используются устаревшие технологии и оборудование. Однако стоит отметить, что в некоторых случаях в конструктивных особенностях механизмов (независимо, новые они или старые), используемых, например, в горнорудной промышленности, авиации, сельском хозяйстве, предельно допустимые уровни по шуму, вибрации изначально превышают норму. При определенном периоде работы эти неблагоприятные факторы в обязательном порядке окажут негативное влияние на состояние здоровья работающего и могут стать причиной развития профессиональных заболеваний.
Также очень трудно защитить трудящихся от воздействия вредных факторов на производстве в связи с отсутствием необходимых законодательных актов, которые ограничивали бы стаж работы во вредных условиях труда (при наличии реального риска развития профессиональных заболеваний) и использование продолжительности рабочей смены выше 8 часов (при вредных условиях труда). И при этом, к сожалению, у работающего населения края отсутствует убедительная мотивация по сохранности и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни.
АиФ-Забайкалье: — Согласитесь, что, несмотря на неудовлетворительные условия труда на предприятиях Забайкальского края, уровень профессиональных заболеваний у нас в регионе, да и по стране в целом на порядок ниже, чем в странах бывшего социалистического содружества: в Казахстане, Украине, странах Прибалтики, не говоря о Европе. С чем это связано?
Н.Г.: — Это по цифрам так. Нужно понимать, что в силу исторических особенностей развития России фактический уровень профессиональных заболеваний во всех регионах страны за многие десятилетия не отражает истинного уровня влияния вредных производственных факторов на организм трудящихся. До начала 90-х годов это было обусловлено идеологической политикой государства. А в последние двадцать лет — сложным комплексом социально-экономических и психосоциальных проблем.
К примеру, сегодня работодатель не заинтересован в выявлении истинной картины влияния условий труда на здоровье рабочих, так как рост количества профессиональных заболеваний на его предприятии грозит увеличением сумм страховых выплат. Стремление предпринимателей к получению быстрой прибыли приводит к усилению тенденции сокрытия имеющихся рисков развития профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости. Порой работников допускают к профессиональной деятельности без учета, а иногда и вопреки медицинским заключениям.
Кстати, на руку работодателю играет и высокий удельный вес незанятого населения в крае, и низкая потребность организаций в работниках. Это порождает постоянные нарушения трудового законодательства, связанные с временным использованием работников без заключения трудового договора, и, как следствие, нарушаются права работников на охрану труда.
30 миллиардов на лечение
АиФ-Забайкалье: — Бывает, и у самого работника отсутствует заинтересованность представлять реальную информацию о состоянии своего здоровья из-за боязни потерять работу в случае установления диагноза профессионального заболевания, не правда ли?
Н.Г.: — Бывает и такое. Вообще, современное законодательство дает право больному, страдающему профессиональным заболеванием, самостоятельно решать, когда ему обратиться за медицинской помощью. В связи с этим сложилась ситуация, когда профессиональное заболевание выявляется в большинстве своем лишь по обращаемости на поздних стадиях развития болезни, когда появляется ограничение трудоспособности и требуется возмещение ущерба нанесенного здоровью. Этому также способствует несовершенство законодательной базы по данному вопросу.
АиФ-Забайкалье: — Что-нибудь изменилось с принятием в 1998 г. Федерального закона № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»?
Н.Г.: — Впервые в мировой практике законодатель сам определил, что можно считать профессиональным заболеванием, а что нельзя. В результате чего большое количество профессиональных заболеваний на ранней стадии развития, не повлекших временную или стойкую утрату трудоспособности, не считаются таковыми, не являются страховыми случаями и на них не распространяются компенсационные выплаты. В связи с чем в настоящее время в 98% случаев врачи регистрируют только хронические формы профессиональных заболеваний. Государство в год на проведение реабилитационных мероприятий, компенсационных выплат больным, страдающим профессиональными заболеваниями, вынуждено тратить более 30 млрд. рублей. Парадокс, но мы с этим живем уже более 10 лет.
Работодателя — под контроль!
АиФ-Забайкалье: — Что на ваш взгляд необходимо сделать для предотвращения или снижения уровня профессиональных заболеваний у трудящихся в нашем регионе?
Н.Г.: — Обеспечение здоровых и безопасных условий труда является предпосылкой для высокой производительности на работе, залогом сохранения трудовых ресурсов, а также устойчивого социально-экономического развития края в целом. В этой связи одной из основных задач является развитие трудового потенциала края, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия за счет оберегающих здоровье технологий, которые приведут к сокращению заболеваемости и травматизма. Для этого необходима четкая организация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и общественных организаций, системного межведомственного подхода.
АиФ-Забайкалье: — Что должно быть на первом месте?
Н.Г.: — Безусловно, создание безопасных условий труда для работников. Важную роль, на мой взгляд, в этом должна играть объективная аттестация рабочих мест. Только с помощью этого инструмента можно выявить неблагоприятные факторы и принять меры по снижению их влияния на здоровье человека, а также установить справедливые компенсации людям, работающим во вредных или опасных условиях труда. Аттестация рабочих мест позволит перейти от системы реагирования на несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания к системе управления профессиональными рисками, в основе которой лежит предотвращение неблагоприятных последствий для здоровья работника, сохранение здоровья и трудоспособности, экономия огромных финансовых средств. Важно также обучение работников культуре охраны труда.
Особое место я бы отвел работе государственных надзорных органов за выполнением работодателями комплекса мероприятий по вопросам охраны труда. Безусловно, необходимо как дальнейшее совершенствование организации проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, работающих во вредных или опасных условиях труда, так и повышение их качества.
Досье
Николай Горяев родился 3 января 1952 года в городе Татарске Новосибирской области. Главный врач ГУЗ «Краевая больница № 3», врач-организатор здравоохранения высшей категории, заслуженный врач России, отличник здравоохранения СССР, заслуженный работник здравоохранения Забайкальского края, один из организаторов профпатологической службы в нашем крае, с 2008 г. — главный профпатолог краевого Министерства здравоохранения.
Источник: Аргументы и Факты в Восточной Сибири
№27: «АиФ-Забайкалье» Опубликовано: 05.07.2012